МБОУ ООШ с.Коробовка
с. Коробовка, Грязинский район
  • Аттестация педагогических работников

    Порядок подачи документов при прохождении аттестации на квалификационные категории педагогических работников Липецкой области

    Документы подаются без предварительной записи с 1 по 10 число каждого месяца через личный кабинет Портала госуслуг (инструкцию см. здесь) или по электронной почте 329450@mail.ru.

    Все документы присылаются в одном письме (независимо от способа подачи) в двух файлах формата PDF. (При подаче документов через Портал госуслуг оба файла с документами прикрепляются через диалоговое окно «Документы, подтверждающие личные профессиональные достижения»)

    • I. Первый файл должен содержать документы в следующем порядке:

      !Cкан-копии документов должны быть читаемы, иметь правильную ориентацию страниц!

      1. заявление (не более 4 стр.) с подписью заявителя. Дата, указанная в заявлении, должна совпадать с датой отправки письма (При подаче документов через Портал госуслуг заявление формируется автоматически);
      2. заверенную руководителем копию трудовой книжки (все заполненные страницы сведений о работе) либо выписку из электронной трудовой книжки, либо справку о подтверждении должности, если аттестуемый работает по совместительству;
      3. копию документа об образовании (диплом; для бакалавров, магистров дополнительно приложения к диплому);
      4. копию документа о профессиональной переподготовке при наличии (диплом, приложения к диплому);
      5. копию документа, подтверждающего повышение квалификации за последние три года (удостоверение);
      6. копии документов, дающих основания на особые формы аттестации при наличии (копии удостоверений к отраслевым и государственным наградам и др. в соответствии с разделом II Положения о формах аттестации);
      7. согласие на обработку персональных данных (форму см. здесь).

    • II. Второй файл должен содержать:
      • При аттестации на первую или высшую квалификационную категорию на общих основаниях:
        заверенную руководителем образовательной организации «Информационно-аналитическую справку».
      • При аттестации на первую или высшую квалификационную категорию по особым формам (Обращаем внимание: особые формы применяются при аттестации на ту же самую имеющуюся в настоящее время квалификационную категорию: с первой на первую, с высшей на высшую):
        характеристику от руководителя образовательной организации.
      • При аттестации на квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник»:
        ходатайство от руководителя образовательной организации с приложением (см. «Педагог-наставник»«Педагог-методист»).

    Если педагогический работник проходит аттестацию по двум или более должностям, то необходимо предоставить полные комплекты документов по каждой из должностей.

    Письменное уведомление педагогического работника о сроке проведения его аттестации будет направлено в личный кабинет Портала госуслуг или на адрес электронной почты, с которой отправлялись документы, не позднее 30 календарных дней со дня приема заявления.

    Внимание! Если Вам не пришло уведомление в течение 30 дней или возникли дополнительные вопросы, обязательно позвоните по телефонам:
    32-94-50, 32-94-51, 32-94-49.

    Аттестации с целью установления квалификационной категории проводятся в одной из двух форм:

    1.1. Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с целью установления квалификационных категорий проводится по их желанию. Процедура аттестации педагогических работников проводится в три этапа.

    1.2. Первый этап аттестации – подготовительный.

    1.2.1. Педагогический работник изучает нормативные документы, регламентирующие проведение аттестации.

    1.2.2. Соотнеся содержание и результаты своей деятельности с требованиями к квалификационным категориям, педагогический работник представляет в аттестационную комиссию:

    • заявление об аттестации по установленной форме.

    1.2.3. В рамках межведомственного взаимодействия работодатель направляет в аттестационную комиссию документы, подтверждающие полноту и правильность указанных в заявлении сведений:

    • заверенные копии трудовой книжки, документов об образовании и повышении квалификации; документов, дающих основания на особые формы аттестации (копии удостоверения к отраслевым и государственным наградам и др.);
    • аналитический отчет. Аналитический отчет проходит процедуру согласования в профессиональном объединении (предметное методическое объединение, предметно-цикловая комиссия, кафедра и т.п.) и коллегиальном органе управления организации, осуществляющей образовательную деятельность. Сведения о прохождении согласований размещаются на титульном листе. Аналитический отчет заверяется подписью руководителя образовательной организации и печатью. Аналитический отчет может предоставляться как в бумажном, так и в электронном виде.

    1.2.4. Для сохранения оплаты труда с учетом ранее присвоенной категории необходимо подавать заявление не позднее трех месяцев до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории.

    1.3. Второй этап аттестации – оценка профессиональной деятельности педагогических работников.

    1.3.1. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационных категорий осуществляется на основе результатов их работы в следующих формах:

    • если аттестация на заявленную категорию по данной должности проводится впервые или срок действия предыдущей квалификационной категории истек:
      • оценка результативности профессиональной деятельности с проведением собеседования по аналитическому отчету установленной регламентом формы и, в случае необходимости, на рабочем месте педагога;
    • если аттестация по данной должности проводится повторно на ту же самую квалификационную категорию, срок действия которой не истек:
      • оценка результативности профессиональной деятельности по аналитическому отчету установленной регламентом формы и, в случае необходимости, с проведением собеседования, в том числе на рабочем месте педагога.

    1.3.2. Всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников осуществляется привлеченными для этого аттестационной комиссией специалистами.

    1.3.3. Специалисты по результатам анализа профессиональной деятельности аттестуемого готовят заключение о соответствии результатов работы требованиям, предъявляемым к квалификационной категории, для рассмотрения аттестационной комиссией.

    II. Особые формы аттестации

    2.1. Особые формы проведения аттестации применяются для педагогических работников, имеющих квалификационные категории, при рассмотрении их заявлений об аттестации на ту же самую квалификационную категорию, поданных до истечения срока ее действия.

    2.2. Педагогические работники, имеющие государственные награды в соответствующей области деятельности, награжденные Благодарностью Президента РФ, имеющие Почетное звание «Почетный гражданин Липецкой области», Почетное звание «Заслуженный работник культуры Липецкой области», Почетное звание «Заслуженный работник образования Липецкой области», Знаком отличия «За заслуги перед Липецкой областью», Юбилейной медалью «Во славу Липецкой области», проходят аттестацию по характеристике-рекомендации руководителя.

    2.3. Педагогические работники, имеющие научные степени, звания в соответствующей области деятельности, проходят аттестацию по характеристике-рекомендации руководителя.

    2.4. При аттестации педагогических работников на высшую квалификационную категорию оценка результативности их профессиональной деятельности проводится по характеристике-рекомендации руководителя в тех случаях, когда они являются:

    • победителями и лауреатами профессиональных конкурсов («Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям», «Лидер в образовании», «Вожатый года», «Преподаватель года», «Педагог-психолог»), проводимых на уровне Российской Федерации, а также субъекта РФ за последние 5 лет;
    • победителями конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями за последние 5 лет;
    • обладателями поощрительных выплат в сфере образования и науки Липецкой области (Закон Липецкой области «О поощрительных выплатах в сфере образования и науки Липецкой области» от 24 декабря 2008 года №224-ОЗ), в сфере культуры и искусства Липецкой области (Закон Липецкой области «О поощрительных и социальных выплатах в сфере культуры и искусства Липецкой области» от 24 декабря 2008 года №236-ОЗ), в сфере физической культуры и спорта Липецкой области (Закон Липецкой области «О поощрительных выплатах в сфере физической культуры и спорта Липецкой области» от 27 марта 2009 года № 260-ОЗ), в сфере социальной защиты населения Липецкой области (Закон Липецкой области «О поощрительных выплатах в сфере социальной защиты населения Липецкой области» от 4 августа 2011 года №522-ОЗ) за последние 5 лет;
    • обладателями отраслевых наград за последние 5 лет;
    • обладателями Почетной грамоты администрации Липецкой области и Липецкого областного совета депутатов, Почетной грамоты главы администрации Липецкой области, благодарности главы администрации Липецкой области за последние 5 лет;
    • педагогическими работниками, подготовившими победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников за последние 5 лет;
    • педагогическими работниками, подготовившими победителей и призеров областных этапов олимпиад профессионального мастерства обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования за последние 5 лет.

    2.5. При аттестации педагогических работников на первую квалификационную категорию оценка результативности их профессиональной деятельности проводится по характеристике-рекомендации руководителя в тех случаях, когда они являются:

    • победителями и лауреатами профессиональных конкурсов («Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям», «Лидер в образовании», «Вожатый года», «Преподаватель года», «Педагог-психолог»), проводимых на уровне Российской Федерации, а также субъекта РФ за последние 5 лет;
    • победителями конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями за последние 5 лет;
    • обладателями поощрительных выплат в сфере образования и науки Липецкой области (Закон Липецкой области «О поощрительных выплатах в сфере образования и науки Липецкой области» от 24 декабря 2008 года №224-ОЗ), в сфере культуры и искусства Липецкой области (Закон Липецкой области «О поощрительных и социальных выплатах в сфере культуры и искусства Липецкой области» от 24 декабря 2008 года №236-ОЗ), в сфере физической культуры и спорта Липецкой области (Закон Липецкой области «О поощрительных выплатах в сфере физической культуры и спорта Липецкой области» от 27 марта 2009 года № 260-ОЗ), в сфере социальной защиты населения Липецкой области (Закон Липецкой области «О поощрительных выплатах в сфере социальной защиты населения Липецкой области» от 4 августа 2011 года №522-ОЗ) за последние 5 лет;
    • победителями и призерами муниципальных профессиональных конкурсов («Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям», «Лидер в образовании», «Вожатый года», «Преподаватель года», «Педагог-психолог») за последние 5 лет;
    • обладателями отраслевых наград за последние 5 лет;
    • обладателями Почетной грамоты администрации Липецкой области и Липецкого областного совета депутатов, Почетной грамоты главы администрации Липецкой области, благодарности главы администрации Липецкой области за последние 5 лет;
    • педагогическими работниками, подготовившими победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников за последние 5 лет;
    • педагогическими работниками, подготовившими победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников за последние 5 лет;
    • педагогическими работниками, подготовившими победителей и призеров областных этапов олимпиад профессионального мастерства обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования за последние 5 лет.

    III. Реализация решений аттестационной комиссии

    3.1. Третий этап – принятие решений аттестационной комиссией об установлении (отказе в установлении) первой (высшей) квалификационной категории и их реализация.

    3.2. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

    •     стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
    •     стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662;
    •     выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
    •     личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

    3.3. Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

    •     достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
    •     достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662;
    •     выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
    •     личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
    •     активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

    3.4. Аттестационная комиссия, рассмотрев представленные материалы и заключения привлеченных специалистов, на своем заседании принимает персональное решение по каждому аттестуемому:

    • установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);
    • отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).

    3.5. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

    3.6. При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.

    3.7. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

    3.8. Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.

    3.9. На основании решения аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников управление образования и науки Липецкой области издает распорядительный акт об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, который размещается на официальном сайте www.deptno.lipetsk.ru.

    3.10. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.

    3.11. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Аттестация руководителей образовательных организаций

    Чтобы стать директором школы, кандидат на эту должность должен доказать, что соответствует этой должности, вне зависимости от своей квалификации и стажа работы в качестве учителя. Аттестация директоров не имеет ничего общего с обязательной аттестацией педагогов и проводится отдельно.

    Зачем нужна аттестация на должность директора школы

    Порядок и сроки проведения аттестации руководителей общеобразовательных организаций установлен Приказом Министерства просвещения РФ от 14 декабря 2018 г. № 308. Им определены в том числе цели аттестации для директоров школ:

    1. Проверка знаний кандидата при трудоустройстве;

    2. Оценка соответствия занимаемой должности;

    3. Стимулирование профессионального роста директоров;

    4. Повышение эффективности подбора кандидатов на должность директора.

    Возглавить школу может только педагог с определенными качествами и навыками, присущими руководителю. Он должен уметь общаться и с родителями, и с педагогическим коллективом, правильно организуя его работу, и с надзорными органами, и с представителями органов власти.

    Соответственно, аттестация директоров школ может проводиться в трех ситуациях:

    • Перед подписанием трудового договора (первичная аттестация);
    • Для проверки на соответствие занимаемой должности (проводится в первый год работы);

    • Квалификационная проверка каждые 5 лет.

    Освобожденные от аттестации

    Есть некоторые категории руководителей, которые могут быть освобождены от обязательной аттестации:

    • Беременные и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (здесь аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);

    • Назначенные на должность личным приказом Президента или приказом правительства;

    • Проработавшие на должности меньше года.

    Кому могут отказать в аттестации

    Законодательством предусмотрено три ситуации, когда кандидата на должность директора могут не допустить до аттестации:

    • Если он был уволен по ст. 278 или ст. 81 Трудового кодекса РФ в течение последних 3 лет;

    • Если он не соответствует профстандарту или не имеет достаточного педагогического стажа (минимум 5 лет);

    • Если он не имеет права заниматься педагогической или трудовой деятельностью по медицинским или нормативным показаниям (например, при наличии непогашенной судимости).

    Как проходит аттестация на должность директора школы

    Существует определенный порядок проведения аттестации руководителей общеобразовательных организаций. Начинается всё с формирования аттестационной комиссии и прописывания процедуры. Далее должен быть обязательно издан документ, где будут обозначены все этапы и правила её прохождения.

    Надо отметить, что по закону аттестацией занимается учредитель школы, например, Министерство просвещения, Правительство РФ, органы муниципальной власти и т.д. Поэтому регламенты, которые они составляют, могут отличаться друг от друга.

    Минобразования составляет свои методические рекомендации, как надо правильно проверять знания и кого допускать до аттестации. Однако, конкретные правила всё-таки устанавливают учредители.

    Далее комиссия отбирает кандидатов, просматривает их личные дела и характеристики с мест предыдущей работы. Эта процедура также должна определяться регламентом: в документе прописываются сроки, условия допуска до аттестации, требования и т.д.

    В качестве кандидатов, как правило, выступают педагоги той же самой школы, либо действующие руководители, например, завуч или заместитель директора. Разумеется, и действующий директор также может имеет право пройти повторную аттестацию.

    На третьем этапе комиссия получает полную информацию о том, как будет проходить процедура, и уведомляет кандидатов о предстоящем мероприятии. Получить уведомление они должны не позднее, чем за неделю до аттестационного экзамена.

    Далее комиссия издает соответствующий приказ и извещает об этом кандидатов, с текстом приказа и всеми условиями аттестации они обязаны ознакомиться не позднее чем за 14 дней до экзамена. Ну а действующий директор, который проходит аттестацию повторно, должен это сделать и вовсе за месяц до самого мероприятия.

    Сам аттестационный экзамен проходит в два этапа:

    • Тестирование;

    • Собеседование.

    Как проходит тестирование

    Тестовая часть выполняется письменно в присутствии членов комиссии, на выполнение обычно дается 1 час. В тесте, как правило, 50 вопросов, разделенных на блоки: организационная часть работы директора, знание законодательства, психолого-педагогическая подготовка и т.д.

    Кандидат должен верно ответить не менее чем на 2/3 вопросов в тесте, чтобы быть допущенным ко второй части экзамена — собеседованию.

    Некоторые кандидаты могут быть освобождены от тестовой части, но только в одном случае: если они являются победителями федеральных конкурсов среди педагогов и руководителей, таких как «Учитель года».

    Что спрашивают на собеседовании

    Если кандидат успешно преодолел первый этап, его допускают до устной части — собеседования. Её проводят непосредственно члены аттестационной комиссии, например, чиновники местного Департамента образования.

    Задача — оценить, насколько профессионально будет себя вести будущий директор в типовых школьных ситуациях. Спрашивать могут, о чем угодно: как руководитель намерен работать с трудными учениками, как директор собирается устанавливать хорошие взаимоотношения с персоналом и родителями, разрешать возможные конфликты и так далее.

    Кандидату нужно отвечать уверенно и четко, желательно при этом подкреплять свои доводы ссылками на нужные нормативные источники и педагогические практики.

    Какие документы нужно собрать для аттестации директору школы

    Разумеется, кандидат в руководители школы может быть допущен до аттестации только в том случае, если имеет на руках необходимые документальные свидетельства пригодности на эту должность.

    Конкретный пакет документов может быть разным, поскольку порядок прохождения аттестации может отличаться. Но в общих чертах он выглядит так:

    1. Заявление на прохождение аттестации;

    2. Согласие на обработку персональных данных;

    3. Отчет о годовой работе и выписка из решения о его рассмотрении;

    4. Отзыв куратора, который осуществляет надзор за школой с характеристикой на директора, результатах работы школы, ошибках в работе и причинах их возникновения. В большинстве случаев в роли такового выступает замначальника муниципального департамента образования и науки.

    Соискатель на должность директора (трудоустраивается впервые) предоставляет также:

    1. Документ об образовании (диплом);

    2. Трудовую книжку для подтверждения стажа и опыта работы в школе;

    3. Документы о повышении квалификации и предыдущей аттестации (если есть);

    4. Копию паспорта гражданина РФ и иные документы на усмотрение учредителя.

    Что делать, если директор школы не прошёл аттестацию?

    Бывает, что директор не был допущен до аттестации или попросту «завалил» экзамен. Как быть в таком случае? Во-первых, общеобразовательное учреждение не останется без руководителя: временно его обязанности будет выполнять зам или завуч школы. Во-вторых, сам работник по закону не соответствует занимаемой должности и может быть уволен руководством согласно Пункту 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Специальной процедуры увольнения директоров школ не предусмотрено, так что оно проводится на общих основаниях.

    Однако сначала учредитель должен предложить директору место в той же образовательной организации на нижестоящей должности, если есть незакрытая вакансия, к примеру, педагога-предметника или методического работника. На такое предложение работник должен либо ответить отказом, либо согласием в письменной форме. Ну а далее работодатель оформляет соответствующий приказ. В дальнейшем бывший директор имеет право пересдать аттестационный экзамен, если на его должность так и не нашлось кандидата.

    Управление образования и науки Липецкой области

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике